Существует мнение, что обслуживать автоматические коробки передач – это безрассудство и неоправданные траты. Подкрепляют его заверения некоторых автокомпаний о вечном сроке службы жидкости ATF. Так ли это? И не является ли замена масла в автомате необходимостью и чертой заботливого автовладельца? Сейчас и разъясним этот вопрос на страницах Avtobann.ru.
Экономическая конъюнктура
На берегу стоит оговорить факт о том, что автомобили с коробкой-автоматом делятся на две категории:
- Машины, на которых производитель предполагает менять масло в коробке АКПП в ходе эксплуатации.
- Машины, которые работают весь эксплуатационный срок без замены рабочей жидкости в автомате.
Первые – это авто, выпущенные минимум лет двадцать назад, когда производители включали смену ATF-жидкости в расписание ТО. Промежуток между операциями составлял 30-50 тыс. км пробега. Обратите внимание, жидкость была на минеральной основе.
Автомобили современной формации из второй категории, по заверениям производителей не нуждаются в обслуживании автомата, робота или вариатора. В этом случае используется полусинтетика или синтетика, которая рассчитана на весь срок эксплуатации авто. И сколько длится этот срок – спросите вы?
Стоит ли менять масло в АКПП или о чём молчит производитель авто?
Думаю, никто не предоставит вам информации о сроке службы автомобиля. Хотя, если обобщить данные, получится, что за год принимается пробег около 30 000 км или срок эксплуатации машины до 3-5 лет. В итоге ресурс техники по заверениям производителя находится в пределах 100-180 тыс. км пробега.

Что имеем? Если вы купили новое авто и думаете ездить на нём 4-5 лет, я бы на вашем месте не думал, менять ли масло в АКПП или нет, ответ один, – конечно, нет. Но только при условии спокойного вождения, без резких разгонов и остановок.
К размышлению. Разработчики коробок не то, чтобы говорят, а буквально настаивают на смене рабочей жидкости в автомате. Здесь, думаю, дело в имиджевых рисках – кому интересно, когда среди автолюбителей ходят слухи о том, что ZF или Jatco начинают сыпаться аккурат после гарантии авто.
Технические нюансы
Синтетика в коробке не работает при высоких температурах, как в моторе, нет продуктов сгорания и убывания от угара. Но в автомате происходит серьёзный процесс трения между механизмами, что способствует их интенсивному износу. Именно поэтому конструктивно в коробке присутствуют фильтр и магниты для стальной пыли.
Чем опасны для функционала коробки продукты износа:
- Засоряют фильтр так, что давление опускается до критических значений, когда механизм даёт сбои.
- Засор вызывает разрыв фильтрующей шторы, что со временем выведет управляющие клапаны из строя, а там и толчки в работе АКПП могут появиться. Хотя Вилли Штуцер утверждает, что рывки не из-за старого масла и его замена ничего не даст.
- Грязная ATF-жидкость неблагоприятно влияет на шестерни, клапаны, фрикционы, регуляторы давления и подшипники.
- Стальная пыль налипает на датчики измерения скорости вращения валов, со временем это закончится сбоями в системе управления.
Если машина эксплуатируется с полной нагрузкой по бездорожью или в городе с частыми остановками, то заменить жидкость в автоматической трансмиссии крайне желательно.
Когда и как менять масло в коробке АКПП – базовые пункты
Если вы не собираетесь покупать подержанное авто или ездить на машине дольше гарантийного срока, то дальше можете не читать. Остальным предлагаю ознакомиться.
Итак, жидкость в автомате обновляют через 60 000 км, не более. И делают это до того, как появятся ужасающие признаки в виде запаздываний или подёргиваний в режиме переключений. Потому что потом проблемы уже не решить заменой фильтра и масла – только на сервис!
Технологические схемы
Технологически возможна как частичная, так и полная замена жидкости, со сменой фильтра или без. По правилам хорошего тона и ATF, и фильтрующий элемент необходимо полностью заменить. Заметьте, мы уже не рассуждаем, нужно ли полностью менять масло в АКПП или нет – операция необходима по определению.

При отсутствии явных признаков неисправности достаточно частичной замены жидкости в виде профилактики. Однако стоит исследовать её на предмет присутствия продуктов износа, иначе может быть, что частичные меры только слегка отодвинут дорогой ремонт.
Какую ATF-жидкость использовать?
Учитывая, что при частичной замене старая жидкость непременно смешается с новой, нужно заливать только оригинальное смазывающее средство, указанное в сервисной книге. Если вы решили полностью слить масло, то можно залить лучшую современную качественную жидкость. Ведь такая продукция с каждым годом только совершенствуется.
Проверка уровня масла в коробке-автомате
Операция проверки уровня жидкости в коробке передач возможна там, где есть измерительный щуп. Остальные варианты предусматривают проведение контроля на смотровой канаве или подъёмнике. Здесь важны идеальное горизонтальное положение автомобиля, ключи и простейшие слесарные навыки.