Вопросом типа, какие обороты холостого хода должны быть у двигателя легкового автомобиля, обычно задаются владельцы машин с карбюраторным мотором. Эта информация необходима для того, чтобы отрегулировать карбюратор. Моторы современных автомобилей вместо карбюратора используют электронную дроссельную заслонку и форсунки. Подача горючей смеси, топлива и воздуха, в них автоматизирована. Поэтому на инжекторных двигателях карбюрация (смесеобразование) не требует ручной регулировки. Проблема вроде бы ушла, но интерес к нормам оборотов на ХХ в последние годы не снизился, а, можно сказать, даже повысился. Почему так и какие они, эти нормы — рассказывает Avtobann.ru.
Какие должны быть обороты у двигателя в режиме холостого хода
Очень часто норму оборотов двигателя в режиме холостого хода описывают диапазоном значений от 600 до 900 об/мин. Почему на этот вопрос отвечают не точным значением, а диапазоном?
Автомобильный мотор — это механизм, совмещающий в себе несколько компромиссов. Каждая вновь разработанная конструкция — это новый баланс между различными показателями. Например, между мощностью и экономичностью, вибрациями и рабочим диапазоном вращения коленчатого вала и т.д.
Повторять соотношения этих показателей было бы неправильным — кому-то важна тяга на низких оборотах, кому-то — нет, а кому-то нужна повышенные экономичность и экологичность. Поэтому, для каждого агрегата имеется своя вилка значений, лежащая в пределах 600-900 об/мин.

Почему обороты ХХ могут быть выше рекомендованных?
Итак, мы определились с тем, сколько должно быть оборотов на холостом ходу и что современный двигатель не требует их регулировки. Почему же тогда существует активный интерес к темам вроде откуда повышенные обороты двигателя на холостом ходу и прочим? Дело в том, что режим ХХ у моторов с электронной системой управления непостоянен даже при условии, что автомобиль полностью исправен.
Обороты ХХ сильно зависят от температуры окружающей среды. Если на улице мороз, то стрелка тахометра может достигать даже 2 000 об/мин. Но по итогу прогрева мотора она должна вернуться в диапазон 600-900 об/мин.
Повышенные обороты при прогреве автомобиля — это нормальное явление, которое заложено в блоке управления двигателем. Во-первых, это способствует ускорению прогрева двигателя и охлаждающей жидкости, что позволяет быстрее прогреть салон и выдвинуться в путь.
Во-вторых, это необходимо для того, чтобы каталитический нейтрализатор как можно быстрее вступил в работу. Катализатор заботится об экологии и эффективно снижает количество вредных веществ в выхлопных газах, только когда разогрет до 400-800 °С.
Плохо, когда двигатель уже прогрелся, а стрелка тахометра так и не упала. Это является поломкой, с которой мы подробно разобрались в материале, почему не падают обороты двигателя на холостом ходу. Нехорошо и обратное, когда ХХ прогретого мотора находится ниже предела, который определил автопроизводитель.
Почему не стоит ездить на автомобиле с пониженными оборотами ХХ?
Как правило, при оборотах холостого хода ниже нормы в работе двигателя наблюдаются изменения, которые невозможно не заметить. Это сильные вибрации по кузову, троение мотора и прочие явления, вносящие нестабильность в привычное поведение автомобиля. Это указывает на то, что имеются серьезные неисправности, вроде отказавшей свечи, форсунки, катушки зажигания одного из цилиндров и пр.
Пониженные обороты нарушают циркуляцию охлаждающей жидкости, в результате чего двигатель может перегреться. Низкая частота вращения коленчатого вала означает, что мотор работает в условиях масляного голодания.
Недостаточное количество смазки в нужных местах и вибрации — это быстрый способ достигнуть критического износа и заклинивания двигателя. Поэтому, от эксплуатации автомобиля с этой неисправностью лучше отказаться и провести самостоятельную диагностику и ремонт либо обратиться на СТО.
Почему обороты холостого хода могут отличаться от заводских?
В ряде случаев мы сталкиваемся с тем, что фактические обороты ХХ не лежат в тех пределах, которые имеет аналогичный новый автомобиль. Они могут плавать или быть выше рекомендуемых. Плавающее изменение — это неисправность, а отличие от того, какие обороты двигателя должны быть на холостом ходу, на 100-200 об/мин в сторону увеличения — это результат перепрошивки блока управления двигателем. К нестабильному холостому ходу приводит подсос воздуха, протекающие форсунки, сбои в работе датчиков и пр.
Перепрошивка блока выполняется с целью чип-тюнинга, чтобы увеличить мощность двигателя на 5-10%. Каждая прошивка вносит свои изменения в работу двигателя: обороты ХХ обычно повышаются, чтобы обеспечить более динамичный старт машины с места, без рывков и провалов. Однако, с их повышением растет и расход топлива.

Что в итоге
В среднем на вопрос, сколько должно быть оборотов у двигателя машины в режиме холостого хода, вам дадут ответ 600-900 об/мин. Это приблизительные цифры, более точный диапазон для конкретного автомобиля необходимо искать на форумах или в специализированной документации.
Важно понимать, что любая рекомендация актуальна только для двигателя, прогретого до рабочей температуры. Поскольку, на холодном моторе стрелка тахометра может достигать и 2 000 об/мин.
Главное, чтобы после прогрева стрелка вернулась к рекомендуемым значениям. Но и этого может не случится, если блок управления двигателем перепрошивался. Более того, обороты могут вовсе не снизиться, а так и остаться на 1 500-2 000 об/мин, плавать, скажем от 700 до 900 об/мин, или быть ниже 600 об/мин. За исключением перепрошивки, остальное — неисправности, с которыми необходимо бороться либо собственными силами, либо вместе со специалистами из СТО.