Когда мы не знаем, какое масло заливать в гидроусилитель руля, мы обращаемся за помощью к технической документации на автомобиль. Руководство по эксплуатации обычно говорит о том, что можно лить только оригинальную жидкость и указывает ее артикул. Остается только найти и купить рекомендуемую смазку. Но в процессе поиска выясняется, что оригинала либо уже давно нет в продаже, либо его цена намного выше стоимости заменителей. И тогда начинаются муки поиска альтернативы оригинальному составу. Автомобильный интернет-журнал Avtobann.ru разобрался, на что ориентироваться в этом нелегком деле.
Какие жидкости для гидроусилителя есть в продаже?
Все масла для гидроусилителя рулевого управления (ГУР) условно можно разделить на три категории:
- ATF(Automatic Transmission Fluid). Трансмиссионное масло, которое используются как в автоматических коробках передач, так и в гидроусилителе руля.
- PSF(Power Steering Fluid). Используются только в ГУР.
- CHF(Central Hydraulic Fluid). Используются и в гидроусилителе, и в гидравлической подвеске.
Помимо этого, мы знаем, что любое масло имеет в своем составе базовую основу. По отношению к гидроусилителю она может быть минерального или синтетического происхождения. Чтобы понять, какое масло можно заливать в тот или иной ГУР, консультанты предлагают нам обратить внимание на цвет:
- Красный. ATF и PSF для японских и американских автомобилей.
- Желтый. Минеральная PSF для европейских автомобилей.
- Зеленый. Синтетическая CHF для машин европейских брендов.
Позже мы убедимся, что цвет жидкости — это далеко не главная характеристика, по которой подбирается масло для гидроусилителя руля. А пока взглянем на смазочную продукцию для ГУР с технической точки зрения.
В чем различия между ATF, PSF и CHF?
Немного теории
Гидроусилитель — это обычная гидросистема. Например, тормозная система автомобиля также является гидравлической. ГУР состоит из насоса, трубок и поршней, расположенных в рейке. Когда водитель поворачивает руль, жидкость давит на один из поршней, снимая усилие с рулевого колеса.
Когда конструкция только проектируется, инженеры уже знают, на какой жидкости она будет работать. Под этот масляный состав конструируется насос, выбираются диаметры трубок, разрабатывается рулевая рейка. Это масло автопроизводитель позиционирует как то, что лучше заливать в гидроусилитель руля именно этого автомобиля или, другими словами, как оригинал. Так появляется допуск масла для ГУР.
Допуск жидкости для гидроусилителя руля выдвигает массу требований к составу. Но особое значение имеют два параметра: плотность и кинематическая вязкость при +40°C. Фактически, различия между ATF, PSF и CHF состоят именно в этих двух характеристиках.
Для удобства сравнения можно использовать только кинематическую вязкость при +40°C, поскольку она тесно связана с плотностью масла. Почему вязкость оценивают именно при +40°C, а не при +100°C? Ответ прост — рабочая температура жидкости большинства гидроусилителей составляет около +50°C.
Кинематическая вязкость при +40°C у ATF и PSF примерно одинакова — 30-35 мм2/с. У CHF этот показатель ниже — 18-20 мм2/с, но не у всех. Для сравнения, у моторного масла 5W-40 эта характеристика составляет около 90 мм2/с. Таким образом, все жидкости для ГУР можно разделить на два класса:
- Вязкие (ATF, PSF) с вязкостью более 30 мм2/с.
- Жидкие (современные CHF и др.) с вязкостью 18-22 мм2/с.
Наглядные примеры
Изначально производители определились, что будут заливать в гидроусилитель руля составы на минеральной основе: трансмиссионное масло типа ATF или ту же трансмиссионку, но под названием PSF. Но с появлением электрогидравлических усилителей рулевого управления и систем гидравлической коррекции подвески, минеральные составы в бачке ГУР заместила синтетика, причем жидкая. Тогда в европейские автомобили начали лить CHF, а в японские — дополнительные разновидности PSF, так называемые PSF Special. Например, у Nissan — это E-PSF.
Чтобы понять разницу, приведем кинематические вязкости некоторых моделей масел для ГУР:
- ATF Dexron II D (минералка по стандарту GM) — 38,5 мм2/с.
- Минеральный Pentosin PSF — 33,5 мм2/с.
- Фирменная ниссановская синтетика для ЭГУР E-PSF KLF5100001EU — 22,2 мм2/с.
- ПАО-синтетика CHF 11S, которая используется в BMW, Mercedes, VAG с гидроподвесками и сервотрониками — 18,7 мм2/с.
Были и переходные варианты. Например, когда компания Mercedes впервые начала внедрять систему ABC (Active Body Control), ее запитали от бачка ГУР. В этих автомобилях запретили использовать жидкости с допуском MB236.3 (это классические минералки ATF и PSF). Вместо этого указали, что можно заливать в ГУР только синтетическое масло по допуску MB344.0. Так появился Pentosin CHF 5364 B.
Жидкости вроде Pentosin CHF 5364 B — переходные. Вязкость практически идентична прежним минералкам (30,6 мм2/с), но основа уже более стабильная — синтетическая. Для сравнения, Pentosin CHF 11S — это более прогрессивная синтетика, так называемая ПАО. Она гораздо жиже, поскольку ее вязкость составляет 18,7 мм2/с.

Почему вязкость — это важный ориентир?
Не секрет, что ГУР, работающий на вязких жидкостях, отличается от гидроусилителя, использующего жидкие составы. С этим сталкивались многие из нас, когда вместо вязкой ATF или PSF заливали жидкую CHF 11S, стремясь сделать машине лучше. Руль тяжело вращается на месте, появляются течи, а насос начинает гудеть. Обратный порядок также не работает. Если вместо CHF 11S залить в ГУР ATF или PSF, руль также будет вращаться туго на месте.
Дело в том, что от кинематической вязкости при +40°C зависит давление в системе гидроусилителя. Если отклонения от нормы значительны, то насос не развивает нужное давление, и мы имеем тугой руль на месте, в режиме, который является самым тяжелым для гидроусилителя. Износ насоса при этом ускоряется.
Отчасти, этот факт объясняет, почему нельзя заливать моторное масло в ГУР. Мы уже упоминали, что синтетика 5W-40 втрое вязче синтетического трансмиссионного масла ATF. При такой рокировке тугой руль обеспечен, а насос проживет недолго.
А как же цвет?
Интересен тот факт, что условный класс кинематической вязкости при +40°C (вязкий и жидкий) отчасти совпадает с общеизвестной цветовой палитрой жидкостей для ГУР:
- Вязкая ATF Dexron II-VI (38,5-30,5 мм2/с) на минеральной и синтетической основе — красный.
- Вязкий Nissan PSF KLF50-0001 (34,9 мм2/с) на синтетической основе — красный.
- Вязкий Pentosin PSF (33,5 мм2/с) на минеральной основе — желтый.
- Вязкий Pentosin CHF 5364 B (30,6 мм2/с) на синтетической основе — желтый.
- Жидкий Pentosin CHF 11S (18,7 мм2/с) на основе синтетики ПАО — зеленый.
- Жидкий Pentosin CHF 202 (19,3 мм2/с) на основе синтетики — зеленый.
Казалось бы, можно забыть о вязкости и воспользоваться знаменитой рекомендацией: лить масло в гидроусилитель по цвету. Доля правды в том, что красное масло можно смешивать с желтым и наоборот, а зеленое менять только на зеленое, есть. Эти правила работают в большинстве случаев, но лучше ими пользоваться в последнюю очередь и вот почему:
- Будет не очень хорошо, если вместо Pentosin CHF 5364 B залить обычный Pentosin PSF. Оба желтые, оба вязкие, но первое — синтетика, а второе — минералка. Менять Pentosin CHF 5364 B на Pentosin PSF нельзя, но обратное возможно: перейти с минералки на синтетику с полной заменой масла допустимо.
- У вас Nissan с ЭГУР, у вас нет возможности купить Nissan E-PSF и вы заливаете ATF Dexron VI. Обе жидкости красного цвета, обе — синтетические. На первый взгляд ничего необычного. Но, у Дексрон 6 вязкость при +40°C — 30,5 мм2/с, а у Nissan E-PSF — почти как у “зеленых” — 22,2 мм2/с. Насос ЭГУР приговорен.
- Вы не знаете ничего о том, какая жидкость заливается в ГУР вашего автомобиля, и действуете по простому принципу: какой цвет масла в бачке, такого цвета и покупаем. Спешим вас расстроить, через несколько десятков тысяч километров у всех ГУР цвет масла одинаковый — желтый. Масло в процессе эксплуатации выцветает: красные и зеленые становятся желтыми. Не нужно быть экспертом, чтобы оценить последствия замены, скажем, жидкого синтетического масла на вязкое минеральное (например, Pentosin CHF 11S на Pentosin PSF).
Как же тогда правильно выбрать масло, которое можно заливать в гидроусилитель руля
Самый надежный способ подбора заключаются в следующем:
- Узнать допуск жидкости для ГУР, который установил производитель автомобиля. Он позволяет узнать параметры жидкости, которая была залита в ГУР с завода. Это можно сделать на сайте автопроизводителя, в оригинальной документации на машину, у официального дилера. Обычно для этой процедуры требуется VIN-код. Еще допуск часто указывается под капотом, непосредственно на бачке гидроусилителя руля.
- Установить по допуску список рекомендуемых аналогов. Для этого лучше пользоваться максимально достоверными источниками, например, сайтом автопроизводителя.
- Выбрать аналог и изучить опыт его эксплуатации. Среди масел, альтернативных оригинальному, часто встречаются подделки или просто некачественные составы. В результате насос гидроусилителя быстро выходит из строя или начинают пропускать сальники. Такая ситуация может случиться даже с оригиналом, и владельцы Nissan это подтвердят. Так оригинал Nissan PSF, который реализуется в пластиковых тарах (KE909-99931), имеет массу негативных отзывов. По техническим характеристикам и цвету он не отличается от аналогичного Nissan PSF в металлической таре (KLF50-00001). Но отрицательного опыта перехода “с металла на пластик” предостаточно. Это связывают с качеством: масло в металлических банках поставляет только Япония, а пластиковые канистры разливают и в Европе, и в Китае.
- Если опыт использования выбранной жидкости положительный, купить ее.
Этот способ позволяет выбрать жидкость для ГУР, которая точно ему пойдет. Сложность может быть лишь по пункту №2: часто нет возможности точно убедится, что то или иное масло подойдет автомобилю.
На этот случай ищем аналог в любом доступном источнике: это может быть форум, картинка из Google или онлайн-база какого-нибудь сайта с автозапчастями. Потом, в ручном режиме, проверяем совместимость выбранного продукта с допуском автопроизводителя. Далее переходим к пунктам №3 и 4.
Проверка на совместимость заключается в следующем:
- Основа базового масла должна быть одинаковой. Жидкость на синтетической основе необходимо менять только на синтетическую. Хотя допускается замена минерального масла на синтетическое.
- Кинематическая вязкость при +40°C должна быть максимально приближена к той, что указана в допуске.
Совет. Необходимые технические характеристики выбранного масла можно получить на официальном сайте его производителя или запросив у поисковика паспорт безопасности интересующего продукта.
Обращать внимание на цвет жидкости для ГУР следует в последнюю очередь. Обычно он совпадает с оттенком прежнего масла. При этом о нестыковках в рамках одного цвета можно не переживать, поскольку продукт проверен на соответствие и изучен опыт его эксплуатации.
Что в итоге
Существуют несколько типов жидкостей для гидроусилителей: ATF, PSF, E-PSF, CHF. Основное отличие состоит в кинематической вязкости при +40°C, виде масляной основы и цвете.
- ATF, PSF и некоторые CHF — это вязкие составы, с вязкостью более 30 мм2/с при +40°C. Могут быть как синтетического, так и минерального происхождения. Цвет — красный или желтый.
- E-PSF и большинство CHF — это жидкие составы с вязкостью 18-22 мм2/с. Бывают как обычного синтетического происхождения, так и на основе ПАО-синтетик. Цвет — зеленый или красный.
Эти две группы нельзя смешивать и замещать друг другом. А в рамках первой группы нельзя замещать синтетику минералкой. В то же время минералку на синтетику по пункту №1 менять можно.
Чтобы понять, какое масло необходимо для ГУР вашей машины, следует узнать, что разрешает автопроизводитель, какой он установил допуск. Далее подбирается аналог или оригинал, который соответствует допуску по вязкости и масляной основе (синтетика или минералка). Изучаем опыт эксплуатации выбранного состава, и, если жидкость проявила себя хорошо, то продукт можно смело брать.
Масло в ГУР меняется раз в 3-5 лет или каждые 60-100 тыс. км. Соблюдайте интервал, который автопроизводитель указывает в сервисных документах, и гидроусилитель не доставит вам проблем. А когда наступает срок замены моторного масла, заглядывайте и в бачок ГУР. Если жидкость помутнела, ее лучше поменять преждевременно.