Самая распространённая проблема у двухтактных моторов – это детонация. Редакция Autobann попросила нескольких авторитетных механиков составить краткое руководство по этому вопросу. Надеемся, что информация поможет вам определить причины детонационной волны и предотвратить её появление.
Октановое число
По данному пункту суть и причины детонации карбюраторного и инжекторного мотора практически одинаковы. Довольно сильная детонация двигателя может произойти, даже если он совершенно стоковый. Современное топливо рассчитано для работы в автомобилях, а не в двухтактных ДВС. В нём низкое содержание свинца и высокое содержание этанола, противоположное тому, что требуется для высокопроизводительного 2-х тактного мотора.
На фото видна наиболее распространённая форма двухтактной детонации. Он проявляется в виде ямок по периметру цилиндра, на стороне противоположной выхлопу. Край поршня и наружный диаметр отверстия будут повреждены.
Легкая детонация проявляется в виде небольшой шероховатости, похожей на пескоструйную обработку. Также могут быть задиры на боковой стороне поршня из-за брызг расплавленного металла поршня и нарушения смазывающей масляной плёнки. Есть два способа избежать этого типа неисправности:
- Использовать лучшее горючее с рейтинговых АЗС с более высоким октановым числом.
- Уменьшить степень сжатия.
Почему идет детонация двухтактного двигателя при бедной топливной смеси
Детонирующие явления из-за обеднённого соотношения воздух/топливо проявляются на стороне выпускного отверстия поршня. Этот вид детонации более серьёзен, чем детонация октана. Вызывает больший ущерб и довольно быстрый отказ мотора.
Головка поршня будет повреждена в области выпускного отверстия, а в тяжёлых случаях край поршня над кольцом и вовсе разрушится. Само кольцо придёт в негодность, а выпускная сторона поршня затёрта.
В случаях, когда смесь обеднена, детонирующие признаки малозаметны. Но кольцо перегревается, это видно по слегка синему цвету на выпускной стороне или по сломанному кольцу.
К00а0к определить
Обычно детонацию не услышишь, пока не станет слишком поздно для вашего мотора. Ниже будет несколько советов от мастеров, которые помогут определить проблему заранее:
- Рассмотрите свечу зажигания через увеличительное стекло на предмет наличия крошечных крапинок на изоляторе. При увеличении они выглядят как крошечные металлические шарики.
- Всегда тщательно осматривайте ДВС, когда снимаете головку. Обратите внимание на «пескоструйную обработку» по периметру днища и головки поршня.
Как предотвратить и устранить детонацию 2-х тактного двигателя: советы бывалых
Всегда следите, чтобы жиклёр выдавал достаточно насыщенную топливно-воздушную смесь. Увлечение тюнингом не принесёт особой мощности, а только вопрос: почему и откуда идет детонация двигателя на вашем транспортном средстве.
Важно! Имейте в виду, что правильная смесь зависит от плотности воздуха и состояния погоды.
Не меняйте горючее, не убедившись, что струйная установка работает правильно. Это не относится к неэтилированному бензину премиум класса, это касается разных типов гоночного топлива.
Избегайте соблазна настроить синхронизацию в поисках прироста мощности. Современные двухтактные моторы с цифровым зажиганием запрограммированы на точную синхронизацию в зависимости от числа оборотов в минуту. Небольшой прирост мощности из-за изменения угла опережения зажигания обычно приводит к снижению надёжности, если только двигатель не будет тщательно протестирован на специальной аппаратуре.